Новые нормативы по выдаче спецодежды
С 1 сентября текущего года вступают в силу обновленные нормы выдачи спецодежды сотрудникам предприятий. При этом старые нормы, утвержденные Минтруда, действуют до конца 2023 года. Спецодежду, относящуюся к средствам индивидуальной защиты, полагается выдавать представителям профессий, которые трудятся во вредных или опасных условиях, сопровождающихся загрязнениями, повышенными или пониженными температурными параметрами.
Обновленные правила выдачи спецодежды
В текущем году действуют и старые, и новые правила выдачи спецодежды и моющих средств. Согласно им работодатель устанавливает нормы выдачи указанных средств самостоятельно, ориентируясь на результаты специализированной оценки условий труда, мнение профсоюзов, оценку профессиональных рисков. Теперь обязанности работодателя, прописанные в Трудовом кодексе, включают необходимость регулярно проводить чистку, сушку, стирку, замену и ремонт, а также обеспечивать хранение спецодежды и других средств спецзащиты работников за свой счет.
Обеспечение сотрудников спецодеждой
Работодатель приобретает спецодежду за свой счет, за исключением некоторых случаев, когда для возмещения расходов используются средства ФСС. Все каски, жилеты, сапоги и прочие СИЗ должны быть сертифицированы. Работодатель должен проверить наличие и соответствие сертификатов при покупке спецодежды. Спецодежда выдается используется работниками только в рабочее время, по истечении рабочего дня она сдается ответственным лицам либо просто хранится на работе в специально отведенных местах. Существуют и исключения из правил, например, когда работник не может сдать спецодежду или ее негде хранить. Зимние вещи выдаются только на период холодов, а в остальное время хранятся на предприятии. Срок хранения спецодежды включен в общий нормативный период ее использования.
Выдача спецодежды сотрудникам
Порядок выдачи элементов спецодежды фиксируется документально, например, в трудовом договоре, правилах трудового распорядка. Этот порядок должен одобрить профсоюз работников предприятия, если таковой существует. В правилах выдачи СИЗ, определяемых работодателем, указываются:
- Нормы выдачи одежды и обуви по должностям
- Перечень этих должностей
- Сроки эксплуатации (носки), по истечению которых работникам выдается новый комплект
Оформление движения спецодежды в бухучете осуществляется с помощью специальных документов о поступлении, выдаче в эксплуатацию, списании, возврате вещей.
Особенности выдачи спецодежды работникам в 2023 году устанавливаются Межотраслевыми правилами и типовыми отраслевыми нормами. В них четко оговорены виды профессий, средств защиты, сроки их использования. Кроме того, работодатели вправе выдавать сотрудникам форменную одежду, не защищающую от внешних факторов. Такие вещи подчеркивают фирменный стиль, демонстрируют принадлежность работников к определенной компании, сфере деятельности.
Работодатели могут отходить от отраслевых правил в целях улучшения условий труда. Так, допускается замена спецодежды аналогичными моделями, более частая замена вещей, их выдача сотрудникам, занимающим должности, не предусмотренные нормами (в этом случае требуется проведение специальной оценки условий труда). Замену одних видов одежды аналогичными производят с учетом погодных условий, смены сезонов, при этом новая одежда должна обеспечивать равноценную защиту от внешних факторов и выполнять все необходимые функции.