О выборе, закупке и выдаче СИЗ на предприятии
В обязанности работодателя входит приобретение и выдача сотрудникам предприятия средств индивидуальной защиты, которые должны иметь сертификат и декларацию соответствия. СИЗ необходимы сотрудникам, которые трудятся во вредных условиях, для работы, связанной с загрязнениями и т. д.
Документы, определяющие то, какие СИЗ нужно выдавать
Перечень состоит из трёх документов:
- Отраслевые нормы (для каждой отрасли существует свой документ);
- Нормы сквозных профессий, предусмотренные для всех отраслей экономики;
- Специальные нормы для конкретных работ.
На основе этих документов и выбираются СИЗ, определяется периодичность их замены. При этом работодателю разрешается устанавливать свои нормы, но они должны быть направлены на улучшение защиты сотрудников. Отклонение от типовых норм требует согласования с профсоюзом.
Классы СИЗ и их выдача
К первому классу относятся наиболее простые СИЗ. Их целесообразно использовать там, где риски для здоровья и жизни минимальные. Примером могут служить латексные перчатки или маски, которые используют работники медицинских учреждений.
СИЗ со сложными конструкциями относятся ко второму классу. Это приспособления, которые могут предотвратить гибель сотрудника или причинение серьёзного вреда его здоровью. Пример — страховочный трос для высотных работ. При покупке СИЗ 1 класса нужно запрашивать у поставщика декларацию соответствия, при покупке средств 2 класса — сертификат соответствия. На каждой копии таких документов поставщик должен поставить печать.
Процесс покупки и выдачи СИЗ начинается с составления списка тех средств, которые необходимы сотрудникам предприятия. Далее следует составление заявки на покупку средств индивидуальной защиты. В ней указываются размеры, номенклатура и другие важные данные.
После этого собирается комиссия, в которую входят представители работодателя и профсоюза. Комиссия оценит качество СИЗ, на основе выводов составит акт. Далее СИЗ уже выдаются сотрудникам. Факт выдачи фиксируется в личной карточке.
Выдавать СИЗ членам персонала может и сам поставщик. Работодатель в таком случае будет отвечать за определение номенклатуры, а поставщик доставит СИЗ на предприятие и организует их выдачу работникам.
Те СИЗ, для использования которых нужны специальные навыки, нужно не просто раздать, а ещё и провести инструктаж по их правильной эксплуатации. Например, при выдаче противогазов важно научить сотрудников быстро и правильно надевать и снимать их, объяснить, в каких ситуациях это необходимо делать. В рамках инструктажа могут проводиться соответствующие тренировки. Факт проведения инструктажа нужно зафиксировать, чтобы избежать штрафа.
На многих предприятиях сегодня можно увидеть автоматизированные системы для выдачи средств индивидуальной защиты. Для того, чтобы сотрудник мог получить их, понадобится его персонификация с помощью электронного ключа. После этого система определит личность сотрудника, выдаст ему необходимые СИЗ и зафиксирует факт выдачи в специальной карточке. В последнее время автоматизированные системы стали очень популярными, ведь благодаря им удаётся значительно упростить процесс выдачи СИЗ и избежать ошибок, связанных с человеческим фактором.
Законодательством предусмотрена возможность финансирования покупки СИЗ из средств ФСС. 20% от тех средств, которые выплачиваются в ФСС, можно использовать для закупки СИЗ и для других мероприятий, касающихся охраны труда на предприятии. Но при этом работодатель не должен быть в списке должников фонда, все взносы он должен делать своевременно.