Главная / Статьи / Кто и как производит стирку спецодежды

Кто и как производит стирку спецодежды

Стирка одеждыПо нормам СанПиНа и с целью сохранения имиджа компании рабочую спецодежду регулярно отправляют в стирку или химчистку. Это необходимо и еще по одной причине: загрязненные костюмы частично или полностью теряют свои рабочие характеристики. К тому же в ст. 221 ТК РФ говорится, что работодатель должен не только обеспечивать сотрудников спецодеждой, но и содержать ее в чистоте. Рассмотрим более подробно требования к чистке рабочих костюмов.

Стирка спецодежды по санитарным нормам

В зависимости от выполняемых обязанностей сотрудникам выдают различную спецодежду: рабочие робы, костюмы эпидем- или химзащиты, медицинские халаты и пр. Единого стандарта, по которому рабочая одежда приводится в порядок, нет. В каждой отрасли своя нормативная документация. Предположим, СанПиН 2.2.3.1384-03.2.2.3 регулирует уход за спецодеждой для работников промышленных предприятий, аграриев, строителей.

От вида рабочего костюма зависят и условия стирки. Например, кухонные фартуки или медицинские халаты отбеливают, кипятят, а для удаления сильных загрязнений применяют пятновыводитель. Для такого вида работ крупные предприятия организовывают собственные прачечные. Это небольшие помещения, оборудованные парой стиральных машин, утюгами, отпаривателями, гладильными досками.

С одеждой, предназначенной для защиты от опасных веществ, немного сложнее. Деактивировать, чистить и стирать ее разрешается как в прачечной предприятия, так и в химчистке по договору, но при этом требуется выполнять нормы СанПиН 2.2.8.46-03.

Как организуют стирку на предприятии

Рабочий в грязной спецодеждеЗаказывая чистку костюмов персонала в сторонней компании, обязательно заключают договор на предоставление услуг. Если уход производится в собственной прачечной, то она должна соответствовать нормам охраны труда и требованиям, предъявляемым Пожарной охраной и Санэпидемстанцией. Правила, которыми должен руководствоваться владелец предприятия, изложены в ГОСТ Р 56247-2014.

За процессом стирки могут наблюдать контролирующие органы: санитарная инспекция, налоговая, инспекция по труду. За нарушение правил предусмотрены штрафы и другие санкции. По этим причинам многие работодатели упрощают процедуру ухода за спецодеждой, заключая договоры с химчистками и прачечными. Тогда для отчетов им потребуются лишь правильно составленные договоры.

Внутри компании также должна вестись документация, которую в случае проверки предъявляют контролирующим органам:

  • Графики стирки, доступные для всех сотрудников
  • Журнал приемки-выдачи вещей, который ведет приемщик, кладовщик или другой сотрудник
  • Приказы, изданные руководителем и регламентирующие все процедуры, связанные со стиркой рабочей одежды

График составляют, руководствуясь отраслевыми нормами СанПиН. Также необходимо соблюдать условия стирки, указанные на ярлычках спецодежды, требования к внешнему виду персонала и характер чистки или стирки вещей. График не входит в перечень подконтрольных документов, главное условие его составления — удобство пользования для всех заинтересованных лиц.

Для порядка в графике указывают следующую информацию:

  • Фамилии всех сотрудников, номер участка, бригады и пр.
  • Даты сдачи вещей в стирку и выдачи из стирки
  • Отметку о выполнении чистки/стирки
  • Фамилию ответственного лица

Листок со скользящим или постоянным графиком вывешивают в доступном месте, например, на доске объявлений. Учет движения одежды ведется с обеих сторон — приемщика и сотрудника, сдающего вещи.