ЭВТ обратилась в Минтруд с предложением об отказе от норм для летных экипажей по пожарной спецодежде
Обращение в Минтруд Ассоциации Эксплуатантов Воздушного транспорта касается отмены требований по обеспечению бортпроводников и пилотов специальной противопожарной спецодеждой. Напомним, данная норма вступает в законную силу с 1 сентября текущего года. Авиакомпании уверены, что на бортах летательных средств имеется все необходимое для эффективной борьбы с огнем. Это и огнетушители, и кислородные баллоны, и топоры, и дымозащитные капюшоны.
Особенности обращения АЭВТ к Минтруду
В. Тасун, Президент АЭВТ, направил в Минтруд официальное письмо, в котором попросил об исключении противопожарной спецодежды для использования экипажами из Требований к единым типовым нормам выдачи СИЗ. Авиакомпании полностью разделяют позицию В. Тасуна по данному вопросу и считают эти требования избыточными.
В письме АЭВТ Минтруду подчеркивается, что возможность работы, связанная с воздействием открытого огня, для пилотов полностью исключается. При возникновении пожара на борту наибольшие риски представляет не огонь, а дым, образующийся в процессе горения. А в качестве защиты от этого опасного фактора у экипажей имеется дымозащитный капюшон. Об этом напомнили в письме Ассоциации. Одним из основных акцентов внимания работодателя является внешний вид бортпроводников и пилотов в гражданской авиации, который составляет важную и неотъемлемую часть имиджа авиакомпании.
Особенности закона и связанные с его введением риски
С 1 сентября вступают в силу нормативы, касающиеся пожарной спецодежды. В частности, в них содержится требование, предписывающее авиакомпаниям обеспечить пилотов:
- Костюмами и головными уборами, гарантирующими защиту от открытого пламени
- Очками от слепящей яркости
- Противоударной специальной обувью
- Берушами и огнеупорными перчатками
Бортпроводники, в свою очередь, должны быть обеспечены авиакомпаниями специальной одеждой для защиты их от производственных загрязнений.
И. Дельдюжов, президент Шереметьевского профсоюза летных составов, считает, что в действующем виде положения закона, касающиеся СИЗ, несут в себе коррупционные риски. В целом, документ был назван сырым и требующим доработки. М. Бойчук, глава профсоюза летного состава РФ, также считает, что для пилотов не предусмотрена противопожарная спецодежда согласно стандартам ИКАО, а существующие правила и требования к летной одежде экипажей вполне достаточны, они проверены многими десятилетиями в воздухе.
Smartavia тоже убеждены, что обязательные СИЗ, перечисленные в приложении к Приказу Минтруда, являются спецодеждой пожарного. Которая не соответствует задачам экипажей и тем действиям, которые они должны выполнять в случае возникновения открытого огня. Так, входящие в действующий комплект необходимого аварийного оборудования огнеупорные перчатки, например, и так позволят совершить быстрые и эффективные действия.
Финансовый и прочие аспекты
Закупка новых СИЗ потребует от авиакомпаний значительных финансовых вложений. Так, стоимость одного костюма стартует от 15 тысяч рублей, тогда как ФСС возмещает лишь 20% от суммы затрат. Кроме того, форму пожарного надо будет адаптировать под задачи летного экипажа, что потребует от производителя конструктивных изменений.
Ни в одном летном регламенте нет требования переодеваться. Программы противопожарных тренировок построены на основе имеющихся в распоряжении экипажа спецсредств. Доступ к ним имеется и у бортпроводников, и у пилотов. Ряд авиакомпаний выражает опасение, что в перспективе наличие противопожарной спецодежды станет поводом для предъявления претензий Ространснадзора.